События

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В.А. Сухомлинский. Чтобы умело осуществлять педагогически продуманный учебно-воспитательный процесс в школе,

каждому учителю, воспитателю, директору школы, организатору внеклассной работы нужно иметь четкое представление об основных принципах воспитания школьного коллектива.

Многолетняя практика убеждает, что в основе воспитания школьного коллектива лежат следующие п р и н ц и п ы:

Идейность. В многогранных отношениях, в труде, в мыслях школьный коллектив должен отображать идеалы, жить тем, чем живет народ.

(*В оригинале статьи написано «коммунистическая идейность». Я сознательно опускаю слово «коммунистическая», но оставляю этот принцип на первом месте.)

Идейность становится движущей силой коллектива только при единстве, гармоничном слиянии деятельности, мысли, чувств, переживаний. Это единство – первоисточник и важнейший стимул формирования стойких идейных убеждений коллектива и каждой личности.

Единство идейной и организационной основ школьного коллектива.

Воспитание школьного коллектива, по существу, состоит в том, что в школе идейно стойкие, духовно богатые, умудренные жизненным опытом люди – представители старшего поколения – учат молодое поколение жить. Учить жить – это сложнейшая и очень тонкая наука. Ее азбучные истины: что будет делать каждый воспитанник не только завтра, но и через год, через пять лет; знать, что лежит в основе общения человека с человеком, какие духовные богатства приобретет человек в коллективе и привнесет в коллектив.

Руководящая роль педагога. Коллектив становится воспитывающей силой лишь в том случае, если он как организационное, идейное, нравственное единство одухотворен моральным богатством, интеллектуальной  многогранностью, житейской мудростью. Коллектив невозможен и там, где низок уровень педагогической культуры, всей учебной и воспитательной работы. Чтобы руководить коллективом и давать правильное направление его деятельности, руководитель школы и все воспитатели обязаны знать психические, духовные, интеллектуальные особенности каждого ребенка.

Богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами. Общность, многообразие переплетающихся интересов воспитателей и воспитанников, общее удовлетворение духовных потребностей, взаимное обогащение и постоянная передача духовных богатств – вот непременные черты школьного коллектива. Не надо забывать, что в школе ребенок не только учится. В школе он живет. Если воспитатели забывают эту истину, учеба для школьника становится тяжким бременем. Там, где учеба – лишь одна из составных частей многогранной духовной жизни, - она для ребенка приятна и увлекательна. Коллектив живет богатой, полноценной духовной жизнью тогда, когда в нем есть идейные, гражданские, интеллектуальные, трудовые, эстетические отношения. Это значит, что сфера общения человека с человеком охватывает многогранность интересов личности. Школа должна, как магнит, притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. Только при таком условии и учеба сможет притягивать, как магнит.

(* Для более полноценных отношений, в школьный коллектив необходимо привлекать и родителей).

Ярко выраженная гражданская сфера духовной жизни воспитанников и воспитателей. Учитель и ученики должны встречаться не только в классе: школьник за партой (он приобретает знания, отвечает на вопросы, получает оценки), педагог – за учительским столом (он дает знания, задает  вопросы, выставляет оценки). Если существует только эта сфера отношений, то школьный коллектив не может быть воспитывающей силой. Учитель и ученик должны взаимодействовать и как два гражданина. Школьная жизнь должна быть такой, чтобы в ней всегда действовала система ответственности человека за человека, ответственности человека перед обществом. Человек – коллектив – общество – вот та система взаимоотношений, благодаря которой коллектив становится силой, воспитывающей активного общественного деятеля, очень чуткого к гражданственным, общественным проблемам.     

Самодеятельность, творчество, инициативакак особые грани разнообразных отношений между членами коллектива. Смысл – накопление в себе идейного, духовного, морального, интеллектуального богатства для влияния на другого человека.

Постоянное умножение духовных богатств, особенно идейных и интеллектуальных. Богатство мыслей, убеждений зависит, естественно, от объема знаний,  приобретенных во время учебы. Но если эти богатства исчерпываются только тем, что узнает ученик из учебника, духовный мир его будет неполным. Идейно обогащается он главным образом в активной общественной деятельности коллектива и личности.

Важным условием воспитания школьного коллектива является непрестанное умножение интеллектуальных богатств. От того, о чем думают воспитанники, какие интересы их волнуют, как утверждается и развивается потребность в знаниях, какое место в их жизни занимает интеллектуальное общение, - от этого зависят дух школьной жизни, воспитывающая сила коллектива. Весь смысл школьной жизни – это, главным образом, воспитание способности самостоятельно мыслить, размышлять, формировать  и утверждать  понятия и убеждения. Интеллектуальная, духовная жизнь требует от человека больших усилий. Опыт убеждает, такое возможно только в тех отношениях, которые выходят за рамки уроков и учебников.

Гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний.

Воспитывающая сила школьного коллектива зависит от того, какие интересы и духовные потребности воспитываются у школьников и гармонируют ли они с желаниями, особенно с желаниями подростков. Если в коллективе господствует стремление к развлечениям, духовная жизнь подростков, особенно юношей и девушек, становится убогой, ограниченной. Древние говорили: «Если хочешь погубить человека – дай ему все, что он хочет».

Это действительно так. Мы должны заботиться о том, чтобы ни один человек не попал в сети этого зла.

Создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния.Традиции можно сравнить с сокровищницей, куда каждое поколение вносит свой маленький ценный вклад. Из крохотных собираются огромные сокровища. Большое искусство и мастерство, горячее сердце и холодная мудрость нужны для того, чтобы эти сокровища не транжировать, а умело использовать в духовной жизни будущих поколений.

Идейное, интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества. Важным фактором воспитания является сплоченность людей в коллектив на основе единых целей, трудовой и общественной деятельности.

Эмоциональное богатство коллективной жизни. В практической работе нужно добиваться того, чтобы каждый член коллектива переживал радость творения для людей, непрестанного накопления внутренних духовных богатств, радость осознания, что тебя ценят и уважают люди.

Дисциплина и ответственность личности за свой труд, поведение. Одной из граней педагогического мастерства является умение создать в коллективе такие взаимоотношения, при которых человек дорожил бы честью коллектива, понимал и чувствовал, что такое «можно», «нельзя», «нужно». Ответственность перед самим собою, перед собственной совестью, дисциплина совести формируются  на основе ответственности перед обществом. Но нельзя воспитывать так, чтобы на каждом шагу своей жизни молодой человек ощущал опеку со стороны коллектива. Конечно, цель воспитания заключается в том, чтобы дисциплинированность стала чертой, присущей молодым людям всегда, особенно тогда, когда они остаются наедине с трудностями, с необходимостью их преодолеть.

15.01.2016 г.
Зам. директора по ВР: Л.В. Захарко

Яндекс.Метрика